Информация

Русский фольклор Прикамья

Прикамье всегда было и остается богатейшей сокровищницей устного народного творчества. Русская фольклорная традиция края отличается многообразием поэтических, прозаических и музыкальных жанров. В регионе бытуют прозаические жанры фольклора: предания, легенды, сказки. Богатый пласт народного творчества составляют малые жанры: заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки. В результате взаимодействий с иноэтническим окружением, в условиях суровой природы края, на Урале произошло своеобразное оживление мифологической традиции. В Прикамье чрезвычайно развит жанр быличек, рассказов, чаще всего повествующих о мифологических персонажах - духах природы и построек. Дискуссионным остается вопрос о бытовании в Прикамье былин. Несмотря на то, что полных и развернутых записей былин сделано не было, отдельные тексты, отрывки сюжетов позволяют фольклористам утверждать, что былинная традиция в Прикамье существовала. Из эпических песенных жанров известны также исторические песни и баллады. Очень популярны в народной среде лирические, любовные, семейные, солдатские, ямщицкие и разбойничьи песни. У старообрядцев Прикамья получили распространение и активно бытовали духовные стихи, основная тематика которых соотносилась с сюжетами Ветхого и Нового Завета, апокрифических сказаний и легенд. Поздним жанром традиционного фольклора следует считать частушку. Большая часть сюжетов частушек имеет любовное, социально-бытовое, общественно-историческое содержание. Иногда частушки включены в контекст ритуала: приурочены к проводам в солдаты – рекрутские, к пасхальным развлечениям на качелях – качульные и т.д. Широкое распространение имеют фольклорные тексты, включенные в семейные и календарные ритуалы. Известны в Прикамье тексты рождественских колядок и виноградий, масленичных песен. Одна из характерных особенностей обрядового календарного фольклора - закрепленность текстов более позднего происхождения (лирических песен, романсов) за празднично-обрядовым циклом. Хороводные песни – круговые, луговые, кружальные, весенние – исполнялись обычно в период с Вознесения до Троицкого заговенья. Исполнение игровых и хороводных зимних песен – зимние, рождественские – связывалось с периодом святок. Среди поэтических жанров, связанных с семейными обрядами, можно выделить рекрутские песни и причитания. Наиболее развернутый и разнообразный репертуар представлен в свадебном обряде: причитания, песни, сопровождающие и комментирующие обрядовые ситуации, величальные и корильные. Исполнение причитаний характерно и для прикамского похоронно-поминального ритуала. Самым распространенным музыкальным инструментом в Пермском крае в начале ХХ в. была гармони, особенно популярна она стала в районах, близких к заводским и городским центрам. Преимущественно женским инструментом считалась балалайка. Репертуар наигрышей на балалайке зачастую повторял репертуар наигрышей на гармони. Известны в Прикамье и некоторые более архаичные музыкальные инструменты, например, народная скрипка – гудок. В некоторых районах известен был бубен, часто он считался «рекрутским» инструментом и был связан с гуляниями рекрутов. В северных районах Прикамья играли на пастушьих рожках и трубах. Собранные в антологии тексты записаны от фольклорных ансамблей и исполнителей в русских деревнях Верещагинского, Куединского, Сивинского, Уинского, Чернушинского, Юрлинского районов Пермского края. Они дают представление о многообразии и особенностях традиционного фольклора русских Пермского Прикамья, об особенностях пермского диалекта, образности и символике фольклорного текста.





Назад