Башкирский фольклор
Одним из самых ярких проявлений традиционной культуры башкир и татар Тулвинского поречья был и остается фольклор. Огромный пласт народного поэтического творчества составляют песни – җыр. Особенность песенного фольклора тулвинских татар и башкир, как и других тюркских народов, - циклы четырехстрочных песен-куплетов, объединенные мелодией-напевом. Порядок куплетов варьировался при каждом исполнении, создавая неповторимый узор народной песни. Для исполнения куплетов была характерна импровизация, она зависела и от личности исполнителя, и от конкретной ситуации. На один напев исполнялись сотни четырехстрочных куплетов. Большинство песенных текстов и напевов приурочено к семейным праздникам и обрядам: проводам в солдаты, свадьбам, гостеванию. Особенностью песенной лирики было сюжетное и смысловое единство нескольких куплетов. Чрезвычайно богат песенный фольклор, сопровождавший праздничные гуляния и развлечения - здесь и плясовые, и шуточные, и игровые песни. Чаще всего они звучали весной, когда на больших полянах проводились кички уен – вечерние игры. У тулвинских татар и башкир получила распространение также частушка - такмак, исполнявшаяся, как правило, на легкие плясовые мелодии. Особое место в песенной поэзии занимают баиты (бәет) – сюжетные произведения лирико-эпического характера. Большинство баитов посвящено трагическим событиям, описанию гибели главного героя. Одним из самых популярных был баит «Сак-Сок», повествующий о детях, проклятых родителями. Традиция создания и исполнения баитов сохранилась до настоящего времени. Во время религиозных праздников исполняются менежеты (мөнәҗәт) – тексты религиозного содержания на татарском языке. Так называемые малые жанры фольклора – заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки, приметы – занимают особое место в традиционной культуре и играют немалую роль в жизни каждого человека. До сих пор бытуют произведения детского и игрового фольклора: считалки, дразнилки, приговоры, произносимые во время игры. Существует у тулвинских татар и башкир традиция устной прозы: мифологические рассказы о сотворении мира, исламские народные легенды, былички и бывальщины, сказки, исторические и топонимические предания и сегодня активно бытуют в тулвинских деревнях. Среди музыкальных инструментов наиболее древние - небольшие детские и пастушьи дудочки – курай, изготовленные из полых стеблей зонтичных растений. Достаточно древним, обычно женским, инструментом считались деревянные и железные кубызы. Еще в начале ХХ в. ни одни деревенский праздник не обходился без сельских скрипачей. На скрипке (скрипкә) исполнялись плясовые, игровые, лирические и обрядовые мелодии. В настоящее время эта традиция, к сожалению, утрачена. Со второй половины ХIХ в. широко распространяются гармони: тальянка, хромка, минорка, двухрядка, вятская, казанская, саратовская и касимовская - вот далеко не полный перечень народных названий этого инструмента. Особенностью местной традиции было ансамблевое исполнение на разных видах гармоней. Относительная простота и в то же время яркость звука и звон колокольчиков сделали необычайно любимой и популярной вятскую гармонь. Игрой на гармони сопровождали песни гостевания, частушки, пляски. Собранные в антологии тексты записаны от исполнителей и фольклорных ансамблей в деревнях Тулвинского поречья - Ишимово, Березники, Сараши, Танып, Тюндюк, Бичурино, Бардабашка, Сюзянь, Брюзли, Елпачиха, Конюково, Усть-Тунтор, Искирь Бардымского района Пермского края. Они дают возможность познакомиться с богатейшим наследием традиционной тюркской культуры Прикамья.
Назад