Публикации

Душевная мудрость Пермского края

«Антология традиционного фольклора народов Прикамья» – уникальное издание, целью которого является сохранение и включение в современный контекст неповторимого этнокультурного наследия народов, веками населяющих пермскую землю. По инициативе ПРОО «КАМВА» три года собирался фольклор шести основных национальностей, проживающих в нашем регионе, результатом которого стали диски русского, коми­-пермяцкого, татарского, башкирского, удмуртского, марийского народов.

Иллюстративную часть представляют сочные фотографии исполнителей в национальных костюмов и снимки атрибутов деревенского быта. Казалось бы, кому, кроме носителей культуры, это может быть интересно? Ан нет. За текстами любовных песен, колыбельных напевов, языческих молитв и волшебных сказок – тайна народной души. В словах и картинках – уходящая река жизни, поток вековой мудрости, передающий сакральный смысл взаимодействий человека и космоса, человека и вещного мира. Сам факт прочтения этих текстов, попадание в круговорот его ритмов и рифм, прикосновение к фонетике и образному ряду становится способом воздействия на мироощущение современного человека. Возможно, всколыхнет генетику, возможно, прорвет плотину одиночества, или станет образцом гармоничного восприятия мира. Комментарии этнографа, доктора исторических наук Александра Черных, которые сопровождают разделы книги, дают представление о героях и сюжетах традиционного фольклора.

В коми-­пермяцких преданиях особое место занимает ушедший народ «чудь», повествования об основателях деревень, о происхождении географических названий, о тотемных животных.А вот песни пришли только с русскими. Фрагмент лирической песни «Елка»: «Слышно, человек рубит в лесу прямую ель. Ой, – елка причитает, ой, какой человек плохой! Ой, забрал мою душу, вырасти мне не дал! Ой, а рубит и говорит «Какая хорошая елка!» Ой, давно на широкой земле так делают люди».

У буйских удмуртов немало мифологических рассказов, посвященных духам природы и деревенских построек, жреческих обращений к верховным богам. Песни посвящены проводам в солдаты, гостеванию, похоронам. Удивительно, но, оказывается, ранее ни одно деревенское празднование удмуртов не обходилось без скрипки. Фрагмент «Напева стариков»: «В широком поле дуб стоит, его увидеть я хочу, хоть вы покинете меня, я от вас не откажусь, с ветки на ветку перелетают грачихи черные птенцы, родных не забывают хорошие дети».

Великий бог Куго Юмо и его помощник ангел Шокчо, злой дух Керемет – это герои фольклора пермских марийцев. В исполнении напевов для марийцев характерна импровизация. Напев урем муро, например, исполнялся только во время уличных гуляний. Вот одна из марийских колыбельных: «Была бы сылвенской водой, текла б извилистой рекой. Была бы ягодкой лесной, упала бы перед тобой. Каждая река по своему течет, извилистая Сылва по излучинам течет. Каждый народ по своему говорит, маленькое сердце пламенно горит».

В фольклоре башкирского населения, проживающего в Прикамье, особое место занимали баиты – сюжетные произведения лирико­эпического характера. Большинство баитов посвящено народному герою, его подвигам и гибели. Одним из самых популярных является баит «Сак и Сок» – о детях, проклятых родителями. Бытуют мифологические рассказы о сотворении мира, исламские народные легенды. Фрагмент башкирской песни: «Зальхабира подает сноп, подает с телеги на стог, Голову не клони и виду не подавай тому, кто хуже тебя».

 

Прошли столетия, с тех пор как татарское население пришло на пермскую землю, но до сих пор в каждой деревне расскажут о ее основателях. Традиционный обряд гостевания выражался в татарских артельных напевах: «Входите в двери, тянитесь к цветам, на вас смотрю, на цветы смотрю – вы красивей цветов. На вершине высокой горы кто соорудил балаган? Этот мир, говорят, тяжелый – кто пробовал поднять?» (фрагмент песни).

Русский фольклор в Прикамье сохранил исторические баллады, ямщицкие и разбойные песни. Бытовали духовные стихи, соотносимые с сюжетами Ветхого и Нового Завета. Рождественские колядки, масленичные песни, а также песни, исполняемые хором – круговые, луговые, кружальные – отличительная особенность русского праздника. Многие из них позднее уходили в жанр городского романса. Вот пример рекрутской песни: «Последний нынешний денечек гуляю с вами я друзья, а завтра рано, чуть светочек, заплачет вся моя родня. Заплачут братья мои, сестры, заплачет мать и мой отец». Чувствуется знакомое? С особым чувством составители сборника подошли к иллюстрациям. Фотографии Наталии Шостиной преисполнены любовью к каждой деревенской бабушке, к каждому гармонисту, к каждому народному орнаменту на ткани. Удивительной книгой можно наслаждаться долго.

www.deloin.ru/articles/5244

Справка: книга «Антология традиционного фольклора народов Прикамья» © 2013 ПРОО «Камва». Тираж 1000 экземпляров.





Вернуться к списку публикаций