Новости
Тол вöсь

Дневник экспедиции в Куединский район вела Настя Юргутите.

В Большом Гондыре нас встретил Станислав Шиятович. Возле большегондырского ДК уже висела афиша, приглашающая всех на праздник «Тол вöсь». После приветствий двинулись в священную липовую рощу, она так и называется Тол вöсь .

Здесь уже вовсю шел процесс подготовки: старожилы из сел Большой Гондыр, Кипчак, Барабан утром принесли в жертву Инмару (верховный бог удмуртов) молодую корову. Виталий Шарибзянович — назначенный старшим в роще на время моления — сразу повел нас осматривать это место.

На огороженном участке уже зажжено несколько небольших костров. Части туши подвешены на веревке, натянутой между двумя липами. Готовится место для разрубания мяса. Рубятся дрова. Мужчины переговариваются между собой, переходя с русского на удмуртский и наоборот, курят, шутят. К наблюдателям, камерам и корреспондентам относятся хорошо и с удовольствием отвечают на вопросы. Мясо разрубают топором на большом полене, под которым расстелена клеенка.

 После того как место для моления было подготовлено, мужчины разъехались, осталось трое: они всю ночь будут поддерживать костры.

Жители сёл знали о нашем приезде и с нетерпением ждали.  В селе Кипчак мы были долгожданными гостями. Нас приняли в доме семьи Темирбулатовых, здесь была вся женская часть семьи и друзья семьи: ансамбль Зангари.

Хозяйка дома встретила с хлебом и маслом, стол был полон угощений, национальных блюд и напитков. Женщины рассказывали об обрядах и ритуалах, сохранившихся до сих пор и уже давно забытых. У малыша, например на лбу ставили сажей точку от сглаза.

К 8 часам утра мы вновь вернулись в рощу – там к этому времени уже варилось мясо, старейшины поставили «небесные ворота». Как символ пути, чистой дороги, висело на воротах белое полотенце. На огне стояло 10 котлов, в прошлом году, говорят, не хватило на всех каши, в этом делаем больше. 

В 12 часов дня в уже проходила непосредственная подготовка к молению. Место для моления было огорожено еще накануне. За эту ограду во время моления не пускают никого. Каша была уже готова, народ постепенно подходил (Гондыр, Кипчак, Барабан, Кирга, Ижевск, Чайковский, Башкортостан). Жрецы в белых халатах и войлочных белых шапках, видно, волновались, 7 человек.

Каждый взял в руки по тарелке с кашей (рисовой, потому что каша должна быть из цельного зерна). Молитву произносил один. Еще за день до события он признавался, как волнуется и насколько это для него ответственное задание. Сказал, что за несколько дней до этого дня не мог уснуть, - настолько ответственным для него представилось это задание. Молитву читал с листа — из-за того же. Чтобы ничего не забыть, попросить все у Инмара, ничего не перепутать.  Все присутствующие кланяются после каждого прошения.

 

В этот раз все было организовано официально, из бюджета выделили деньги на это событие, но раньше предварительно старейшины ходили по домам и собирали деньги и кашу. Сейчас же эта традиция перенеслась на время самого моления: как дань традиции, люди подходят и прежде чем взять кашу из общего котла, кладут какую-то сумму денег в специальные коробки. Сумма может быть самая разная, договоренности никакой нет, но всё-таки она зависит от достатка дающего. ~ 50 р.

Каша очень сытная.

КУМЫШ – молельная каша.

 





Вернуться к списку новостей